ВТБ получил рейтинг от "Аналитического кредитного рейтингового агентства" (АКРА), но отказался его публиковать, потому что его уровень оказался ниже ожиданий руководителей банка. Какой именно рейтинг был выставлен банку, не сообщают ни банк, ни агентство. Но это, в принципе, и не важно. Потому что рейтинг этот не может быть высоким по определению.
Я недавно попытался выяснить реальное финансовое положение банка ВТБ. Увы,
"Отчётность банка вычищена от подозрительных цифр до блеска". Ни в отчётности по российским стандартам бухгалтерского учёта (РСБУ), ни в отчётности по международной системе финансовой отчётности (МСФО), нет ничего, что могло бы помочь выяснить реальное финансовое положение банка. Цифр, конечно, и там, и там, много. Но все они не проясняют главного – "Есть ли проблемы у банка?", и "Насколько они велики?".
А ведь они должны быть. В смысле, и проблемы должны быть, и цифры, их отражающие. И буквы, объясняющие, как руководство банка собирается решать эти проблемы. Например, как отразился на самочувствие банка кредит обанкротившейся авиакомпании "Трансаэро"? Или, как отразились на самочувствии банка непрофильные активы, убытки от которых растут год от года? Насколько сильно давит на нормативы и самочувствие банка всякая разная недвижимость и земельные участки, забранные банком в счёт погашения просроченных долгов? Всё покрыто мраком.
В указанной выше статье я не упоминал о взаимоотношениях ВТБ с рейтинговыми агентствами. А они очень интересны.
10 января 2014 года
"Fitch понизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ВТБ с уровня "BBB" до "BBB-". Объяснение предпринятым действиям было внятным и понятным. Для всех, кроме руководства банка. Оно, это самое руководство, настолько сильно обиделось, что уже 14 января заставило
"все банки группы ВТБ разорвать контракты с Fitch ratings". Заместитель президента – председателя правления Герберт Моос заявил тогда, что: "Российский офис Fitch ratings занял непрофессиональную позицию, присваивая рейтинг компаниям группы ВТБ на основании предположений, несоответствующих реальности". А в самом пресс-релизе было сказано: "Банк ВТБ – не поддерживает контрактных отношений с агентством с 2012 года. С этого времени агентство не имеет доступа к непубличной информации, раскрываемой другим рейтинговым агентствам, и не обладает необходимыми данными для объективной оценки кредитного качества ВТБ".
На самом деле, непрофессиональную позицию занял сам банк. Во-первых, обижаться на правду глупо. А на второй момент обратил недавно Степан Демура. И этот момент гораздо важнее первого фактора. Если первый фактор чисто эмоциональный, то второй – юридический. Банк тогда заявил, что у Fitch нет доступа к закрытой информации. Но ведь ВТБ – это публично торгуемая компания, а потому, "закрытой" от инвесторов информации у него быть не может по определению. В противном случае – это уголовное преступление.
Проходит три года, и уже другое рейтинговое агентство (АКРА) решило наступить на те же грабли, поставив свою репутацию выше возможной потери клиента (и, как следствие, потери доходов). Обидчивость и мстительность руководства банка с годами ни капли не уменьшилась. Теперь банк изучает целесообразность сохранения своего участия в составе учредителей АКРА. И снова хочет отказаться от услуг рейтингового агентства, благо у него есть выбор. В настоящий момент, в реестр кредитных рейтинговых агентств, кроме АКРА, входит ещё и "Эксперт РА". Вот к нему и собирается обратиться ВТБ. В пресс-службе банка пояснили одному СМИ: "После изучения предложений, ВТБ принял то, которое более выгодно для банка. Это сознательное решение получить рейтинг одного из двух аккредитованных ЦБ рейтинговых агентств. Получать два рейтинга было бы экономически неоправданно".
Другое международное рейтинговое агентство (Standard & Poors) сделало правильные для своего кошелька выводы сразу после первого случая с Fitch. Теперь её объяснения рейтинговых действий, принятых в отношении ВТБ, читать абсолютно бесполезно. Там нет никакой стоящей информации (смотри статью
"Standard & Poors подтвердила долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги банка ВТБ на уровне "ВВ+/В").
Итак, отчётность самого банка ВТБ абсолютно бесполезна тем, кто хочет самостоятельно составить мнение о финансовой устойчивости и жизнеспособности этого банка. Сообщения рейтинговых агентств, или недоступны для человека "с улицы", или точно также абсолютно бесполезны. Какие из всего этого можно сделать выводы? Наиболее логичны следующие: ВТБ тщательнейшим образом пытается скрыть от общественности очень большие проблемы. Банк, на самом деле, гораздо менее устойчив и жизнеспособен, чем хочет казаться. Нельзя исключать того, что проблемы, стань они известны общественности, могли бы поставить под вопрос само существование банка. Всё это означает, что юридическим лицам вообще нельзя держать свои деньги в ВТБ (потому что деньги юридических лиц не страхуются государством), а физическим лицам можно держать там свои деньги в пределах застрахованной суммы в размере 1,4 млн рублей. Бережёного, как говорится, бог бережёт.
Банку не следует возлагать ответственность за возможный исход клиентов на кого-либо, кроме самого себя. Только сам банк и его руководство несёт всю полноту ответственности за возможное проявление недоверия клиентов к банку. Своей непонятной скрытностью банк возбуждает в клиентах это недоверие.