Убыток АО "Российский сельскохозяйственный банк" ("Россельхозбанк", РСХБ, Москва) за январь-сентябрь 2017 года по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) сократился до 12,254 млрд рублей по сравнению с убытком в 35,109 млрд рублей за январь-сентябрь 2016 года.
Напомню, что в 2014 году убыток банка по МСФО составил 47,928 млрд рублей, в 2015 году – 94,22 млрд рублей, в 2016 году – 58,926 млрд рублей. В результате, накопленный убыток на 30 сентября 2017 года составляет уже 206,458 млрд рублей. Поскольку, за три квартала текущего года банком также получен многомиллиардный убыток, то можно ожидать четвёртый подряд убыточный год.
После таких, поистине, впечатляющих результатов, невозможно без смеха и слёз читать, как банк хвалит самого себя, и своё руководство (цитирую пресс-релиз): "достижению высоких количественных и качественных показателей в кредитовании, развитии ресурсной базы, повышению операционной эффективности", "темпы роста… опережали", "увеличение объёмов финансирования приоритетных отраслей", "других отраслях, представляющих стратегический интерес", "прочность ресурсной базы", "диверсификации [ресурсной базы]", "устойчивый рост по всем ключевым направлениям бизнеса", "значительно повысила эффективность своей деятельности".
Получается, что уменьшение убытков в банке считают улучшением результатов и ростом эффективности. В принципе, с точки зрения математики, в этом есть своя логика. Однако, если вспомнить о том, что банк, скорее всего, четвёртый год подряд получит убытки – такой результат работы текущей команды управленцев никак нельзя признать удовлетворительным.
С капиталом банка не менее весело и, одновременно, грустно. Банк сообщил, собственный капитал за 9 месяцев 2017 года вырос на 8,3% и достиг 178,2 млрд рублей против 164,6 млрд рублей в начале года. Одновременно, банк сообщил, что он поддерживал комфортный запас капитала, в том числе, благодаря поддержке акционера, который докапитализировал его на 30 млрд рублей. Из этих двух фраз следует, что, без поддержки государства, собственный капитал "Россельхозбанка" не увеличился, а уменьшился бы со 164,6 млрд рублей в начале года до 148,2 млрд рублей на конец сентября. Это ещё одно прекрасное достижение текущей команды управленцев.
Говорят, что текущая команда "эффективных менагеров" (тм) пришла в банк под соусом исправления ситуации, когда кредиты выдавались непонятно кому, и, поэтому, кредитный портфель был у банка очень плохой, с гигантской просрочкой. Текущей команде за семь лет руления банком, разумеется, удалось исправить эту ситуацию. Непонятно только, почему государству приходится постоянно вливать всё новые и новые деньги в капитал банка. Одно с другим как-то совсем не сочетается. Или удалось исправить ситуацию, и капитал не нужен, или капитал нужен, потому что ситуацию исправить не удалось.
Так, например, в 2015 году "Россельхозбанк" был докапитализирован из средств бюджета на 10 млрд рублей, и ещё 68,8 млрд рублей получил в капитал в виде ОФЗ. В 2016 году банк был докапитализирован на 8 млрд рублей. В 2017 году он провёл дополнительную эмиссию на 5 млрд рублей, и планировал получить дополнительно ещё 25 млрд рублей из бюджета. Суммарно – 30 млрд рублей. В следующем году он опять хочет получить 30 млрд рублей. Постоянные вливания капитала говорят о том, что кредиты опять выдаются непонятно кому, а кредитный портфель опять очень плохой, и с гигантской просрочкой.
И такой хронически убыточный банк с отвратительным управлением кто-то имеет наглость называть
"одним из самых надёжных банков"? А его руководителя, гражданина Патрушева, другой кто-то имеет наглость называть
"банкиром года"? Простите, а сколько стоит получение подобных наград подобным банком и банкиром? Ни за что не поверю, что кто-то сделал такое совершенно бесплатно.
И ещё. За первые шесть месяцев 2017 года девять членов правления "Россельхозбанка" получили в качестве вознаграждения (на всех) 135,713 млн рублей. Что означает, что каждый из них в среднем получал 2,513 млн рублей в месяц. За что он получал эти немаленькие деньги? За постоянную генерацию убытков?
Как было сказано выше, накопленный убыток на 30 сентября 2017 года составляет уже 206,458 млрд рублей. А собственный капитал банка на ту же дату – всего 178,201 млрд рублей. То есть, группа "эффективных менагеров" (тм) под управлением гражданина Патрушева всего за 3,5 года умудрилась просрать весь капитал "Россельхозбанка". Не жирно ли будет получать миллионные зряплаты за такие "достижения"? Лет семьдесят назад за такое к стенке ставили. И правильно делали.