После начала того, что в России с некоторых пор нельзя называть своими словами, иностранные инвесторы начали уходить из России.
Кто-то ушёл практически сразу. Те, у кого не было в России значительных материальных активов. Типа "заводов, газет, пароходов". Да, какие-то убытки они всё равно получили. Но сочли их приемлемыми по сравнению с возможными репутационными издержками.
Кто-то ушёл через некоторое время, после поспешной распродажи российских активов. Да, продавать приходилось с убытком. Но, опять же, им приходилось считаться с репутационными издержками.
Кто-то, может, и не хотел уходить. Но его подтолкнуло к этому шагу общественное мнение в собственной стране. Бойкот товаров, и всё такое. Те самые репутационные издержки, которые могут приводить к весьма значительным убыткам.
Но есть и такие иностранные инвесторы, кто, может, и хотел уйти. Но не может. Их российские активы слишком велики. Продать их российским инвесторам невозможно по двум причинам. Те, у кого денег достаточно для покупки, уже находятся под западными санкциями. Сделка с ними невозможна из-за санкционных ограничений и запретов. Те, кто не находятся под западными санкциями, не имеют достаточно денег. Продать их иностранным инвесторам невозможно в принципе. С каждым месяцем продолжения того, что в России с некоторых пор нельзя называть своими словами, репутационные издержки владения российскими активами растут. И сегодня они для любого иностранного покупателя могут оказаться настолько велики, что он сегодня не возьмёт российские активы даже даром.
Продаже российских активов с некоторых пор начали мешать российские власти. Они начали требовать так называемую плату за выход. Помните фразу: "Вход рубль – выход два"? Причём, требования властей всё время росли. Сначала они требовали скидку от рыночной цены. Дальше начал расти размер этой скидки. Затем власти начали требовать дополнительную плату в бюджет. Помимо скидки.
А теперь возможность выхода с российского рынка обуславливается дополнительными требованиями. В частности, российские власти хотят, чтобы Запад разморозил российские активы. Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев 2 сентября 2023 года заявил:
"Мы будем тяжело выпускать иностранные банки [из России]. Это будет зависеть от решения по разморозке российских активов".
Увы, это требование практически не выполнимо. Запад уже много раз чётко и недвусмысленно говорил о том, что российские активы останутся замороженными и заблокированными до тех пор, пока Россия не заплатит за ущерб, который она причинила Украине. Об этом 24 августа 2023 года заявили
"советники по национальной безопасности США, Франции, Германии, Италии и Великобритании". Об этом 7 сентября 2023 года заявили
"представители целевой группы по REPO (Russian Elites, Proxies, and Oligarchs)".
Всё это неизбежно означает, что иностранные банки отныне не смогут уйти из Россию. Речь идёт, в первую очередь, о таких банках, как "Райффайзен банк", "Юникредит банк", "Интеза", "Ситибанк". Но не только. Особенным банком в этом ряду является первый. "Райффайзен банк". Ставший в последние полтора года поистине окном в мир. Кажется, российские власти совсем не хотят, чтобы это окно захлопнулось. И потому для иностранных банков выход из России был закрыт. Мышеловка захлопнулась окончательно.
===
Оригинал статьи на сайте
FinNews.ru. Если нравится статья – пожертвуйте на развитие канала (форма
"Юмани" доступна по ссылке) кто сколько может, и подпишитесь на канал. Или только подпишитесь на канал. Можно подписаться на наш канал в
Телеграм и/или в
Вконтакте.