Председатель комитета Государственной думы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков 9 сентября 2025 года заявил: "Ослабление рубля является более благоприятной новостью для производителей и экспортёров. В результате, они могут. Во-первых, более эффективно продавать продукцию, созданную в России, конкурируя с импортом. И, во-вторых, активнее выходить на экспорт своей продукции. Если говорить об инфляции, я не думаю, что такое небольшое ослабление рубля как-то повлияет на инфляционные процессы. Мы видим по всем показателям, что инфляция снижается. Правда, разнонаправленно: есть отдельные группы товаров, по которым цены растут, но в целом тренд позитивный".
В том виде, в каком фраза была произнесена ("я не думаю, что такое небольшое ослабление рубля как-то повлияет на инфляционные процессы") – она абсолютно адекватна. Да, небольшие изменения курса рубля в ту или иную сторону действительно никак не влияют на инфляцию.
Но. Некоторые не особо грамотные журналисты из этой фразы вычеркнули слово "небольшое". После чего сделали глобальные выводы. Ложные выводы. Хотя, казалось бы, всего одно слово. Но суть меняется кардинально.
А теперь опровержение слухов. Только факты.
Долгое время можно было только гадать, насколько сильно Россия зависит от импорта. И вот, наконец, завеса тайны приоткрыта. Банк России 14 июля 2022 года опубликовал документ: "Региональная экономика: комментарии ГУ". Интересен он рисунком на двадцать восьмой странице:
"Ситуация в РФ с импортными поставками сырья, материалов, комплектующих, оборудования". Итак, смотрим и ужасаемся. Российская экономика в целом зависит от импорта на 69%. Лишь треть российской экономики никак не зависит от импорта. Треть, Карл! А такие отрасли, как машиностроение, фармацевтика и металлургия – на 89%, 90% и 91% соответственно.
Если присмотреться к рисунку ещё внимательней, то станет очевидно, что четверть российской экономики, или испытывает проблемы с поиском альтернативных поставщиков взамен ушедших, или вообще не может найти таких поставщиков.
Вот оно, реальное величие страны во всей красе! Таковы факты.
С тех пор прошло, конечно, целых три года. Возможно, начавшееся импортозамещение что-то изменило. Но вряд ли очень сильно. Скорее всего, в основном, импортные западные детали были заменены на импортные китайские. И на этом всë закончилось.
Ибо где брать несуществующие в природе российские детали? Их же сначала надо придумать. Дальше создать опытный образец. Испытать его. Потом найти предприятие. Готовое. И, главное, способное. Изготавливать эти детали серийно. Если такое предприятие не найдëтся – его надо построить.
На всë это нужны деньги, время и специалисты. И если деньги ещё худо-бедно можно найти. То где найти специалистов? Их же практически не осталось. Вымерли как мамонты. В прямом смысле этого слова.
За то время. А оно длилось, без малого, тридцать лет. Когда нынешние "элиты" предпочитали абсолютно всë покупать за границей, на Западе. Вплоть до гвоздей. Помните удивление Валентины Матвиенко по поводу гвоздей?
Эта схема. Мы вам нефть и газ – вы нам всë остальное. Хорошо работала ровно до тех пор, пока Запад был согласен нам всë остальное продавать. Это время прошло. И страна оказалась у разбитого корыта. Спасибо всяким
"Петрам Авенам" и прочим, активно эту схему пропагандировавшим. И претворявшим еë в жизнь.
А теперь, внимание, вопрос. Может ли инфляция в стране. Которая в среднем зависит на 69% от импорта иностранных товаров и услуг. Никак не зависеть от курса национальной валюты? Нет, не может. Такая зависимость будет. И самая прямая.
Ослабление рубля обязательно повлияет на инфляцию. Так было, есть, и будет.