Вице-премьер РФ Виталий Савельев 1 ноября 2025 года заявил: "Уверен, мы вернёмся и к проектам сверхзвуковых [пассажирских] самолётов. У нас были такие, Ту-144. Отечественный наш самолёт. 16 машин спроектировали. Летали Москва – Алматы в Советском Союзе. Я думаю, мы вернёмся к этим темам".
На чëм его базируется уверенность, Виталий Савельев не сообщил. А жаль. Потому что те, кто хоть чуточку следил за развитием авиационной отраслью в России и в остальном мире в последние 25 лет. Эту уверенность, скорее всего, не разделяют.
Да, СССР создал сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. В количестве 21 штука. Тут Виталий Савельев не прав. Но мы простим ему эту неточность. Из них 16 летали. Но пассажиров возили только 2 самолёта.
Да, создал. Но есть нюанс. И не один.
Планы изначально были грандиозными. Как и всегда в СССР. Быстрее всех. Выше всех. Дальше всех. Больше всех. Лучше всех.
Партия и правительство. Так тогда было принято говорить. Причëм, партия подразумевалась всегда одна – коммунистическая. Других партий просто не было. И быть не могло. Так вот.
Партия и правительство на самолёт возлагали большие надежды. Он должен был преодолевать расстояния в 5-6 тыс км на сверхзвуковой скорости без промежуточных посадок. Самым длинным беспосадочным регулярным рейсом Ту-144 должен был стать маршрут Москва – Хабаровск протяжённостью 6 250 км. Самым продолжительным регулярным рейсом с посадкой должен был стать маршрут Париж – Новосибирск – Токио общей протяжённостью 11 200 км. Чуть короче маршрут Москва – Азорские острова – Гавана протяжённостью 10 400 км.
Реальность оказалась прозаичнее. Созданный специально для Ту-144 турбореактивный двигатель НК-144А жрал топливо, как не в себя. Поэтому, недолгая пассажирская эксплуатация данного самолёта ограничилась рейсами из Москвы в Алма-Ату. И обратно, разумеется.
Все рейсы на Ту-144 выполнялись только лётчиками-испытателями конструкторского бюро Туполева в качестве командира воздушного судна (КВС). Потому что резерва топлива не было. Если бы основной аэропорт в Алма-Ате не принимал, а единственный запасной в Ташкенте закрылся по метеоусловиям, то сажать лайнер было бы негде.
Доходы от продажи билетов не покрывали эксплуатационные расходы из-за огромного потребления топлива на сверхзвуковом режиме и очень сложным техническим обслуживанием самолётов.
В общей сложности, Ту-144 в течении 7 месяцев (с 1 ноября 1977 года по 1 июня 1978 года) совершил всего 55 пассажирских рейса. В которых было перевезено всего 3 284 пассажира. Для сравнения, англо-французский сверхзвуковой пассажирский самолёт Concorde за время эксплуатации перевёз 2,5 млн пассажиров.
Кстати, о Concorde. Ту-144 создавался в то же самое время, что англичане и французы создавали свой Concorde. Оба самолёта удивительно похожи друг на друга. Как близнецы. Во Франции тогда шли громкие шпионские скандалы. Например, был выслан из страны представитель "Аэрофлота" Сергей Павлов, обвинённый в вывозе документации Concorde.
И раз уж зашла речь о копировании. Турбореактивный двигатель НК-144А был разработан на основе НК-6. На этой же основе был разработан НК-8. Про который написано следующее: по некоторым данным, кольцевая камера сгорания со 139-ю рабочими форсунками была скопирована с двигателя Pratt & Whitney J57, который был установлен на самолёте-разведчике Lockheed U-2 сбитом над Свердловском 1 мая 1960 года.
Итак. Могучий советский союз. Здесь без всякого сарказма. Смог создать сверхзвуковой пассажирский самолёт и двигатель к нему. Активно используя промышленный шпионаж. Копируя технологии, до которых смог добраться. А если бы не добрался? Если бы U-2 не был сбит? Если бы двигатель Pratt & Whitney J57 не попал в руки советских конструкторов? Если бы документацию Concorde не удалось вывезти?
А теперь вернëмся в нынешнее время. За последние 25 лет в России чуть менее, чем полностью были разрушены конструкторские и инженерные школы. Не только в гражданской авиации. Но там это особенно наглядно видео.
Напомните, что и когда в последний раз создавали конструкторские бюро Туполева, Ильюшина, Яковлева. Именно эти КБ создавали в советское время пассажирские самолёты. Звучащие сегодня Ту-204, Ту-214, Ту-334, Ил-114 – это всë древние советские разработки. Им больше 30 лет. Ил-112 – творческая переработка Ил-114. То есть, по сути, тоже советская разработка. МС-21 – это Як-242. А последний – это ещë советская попытка глубокой модернизации советского же самолёта Як-42. Сухой суперджет – это сборная солянка достаточно старых (хотя и проверенных временем) западных частей и оборудования в якобы новый самолёт.
Кто будет разрабатывать с нуля новый сверхзвуковой пассажирский самолёт? Конструкторы советских самолётов уже умерли, не передав никому свой опыт.
Но даже если случится чудо. И новый сверхзвуковой пассажирский самолёт будет придуман. Кто его будет собирать? В советское время авиационные заводы выпускали до 150 пассажирских самолётов ежегодно. Сегодня выпуск самолётов штучный. Это неизбежнл означает тотальную деградацию компетенций и на производстве. Рабочих нет. И взять их негде. Старые уже на пенсии или умерли. Новые на производство не идут.
Виталий Савельев утверждает, что мы вернёмся к проектам сверхзвуковых пассажирских самолётов. Ответить хочется фразой из рекламы иностранного сыра: "Нет, сынок. Это фантастика". Может быть, в следующей жизни...
===
Если нравится статья – пожертвуйте на развитие канала (форма
"Юмани" доступна по ссылке) кто сколько может, и подпишитесь на канал. Или только подпишитесь на канал. Можно подписаться на наш канал в
Телеграм и/или в
Вконтакте.