По автокредитам  По вкладам  По драг.металлам  По ипотеке  По картам  По кредитам МСБ  По переводам  По потреб.кредитам  По сейфингу
main pagee-mailsearch
Finnews.ru
Новости банков 1Новости банков 2Акции банковПубликацииКурсы ЦБ РФУслуги банковСправочнаяО FinNews.ru
Новости банков 1
 По автокредитам
 По вкладам
 По драг.металлам
 По ипотеке
 По картам
 По кредитам МСБ
 По переводам
 По потреб.кредитам
 По сейфингу
Новости банков 2
 По офисам
 По итогам
 По назначениям
 По рейтингам
 По фальши
 Пресс-релизы
 Все новости
 Поиск новости
Акции банков
 По автокредитам
 По банк.картам
 По депозитам
 По ипотеке
 По кредитам МСБ
 По потреб.кредитам
Публикации
 Макроэкономика
 Общество
 Степан Демура
 Интервью
 Банки
 Инвестиции
 Кредиты
 Личный опыт
 Рейтинг PR
Курсы ЦБ РФ
 Курсы валют сегодня
 Архив курсов валют
 Конвертер валют
Услуги банков
 Автокредиты
 Депозиты
 Драг.металлы
 Ипотека
 Курсы валют в банках
 Кредиты МСБ
 Потреб. кредиты
Справочная
 Банки
 Обменные пункты
 Поиск на PDA
 Небанковские кред.орг-и
О FinNews.ru
 Сервисы
 Реклама
 Вакансии
 Фотобанк
 Индекс настроений
 Индекс депозитов
 Форум
16.01.21/13:45
S&P подтвердило рейтинги России на уровне "BBB-", прогноз "стабильный"
Прогноз "Стабильный" отражает наши ожидания того, что сильные внешнеэкономические показатели и низкий уровень госдолга позволят Российской Федерации абсорбировать бюджетные риски и риски финансовой нестабильности, обусловленные снижением цен на нефть, влиянием пандемии коронавируса и возможным введением дополнительных санкций со стороны иностранных правительств.

Негативный сценарий

Мы можем предпринять негативное рейтинговое действие в случае, если введение значительно более жестких санкций иностранных правительств в отношении России приведет к существенному оттоку капитала и росту рисков финансовой нестабильности. Кроме того, мы можем предпринять негативное рейтинговое действие вследствие значительного ухудшения бюджетных показателей российского правительства, например в случае более длительного ослабления бюджетной конструкции или реализации условных обязательств в государственных корпоративном или финансовом секторах.

Позитивный сценарий

В отсутствие дополнительных внешних факторов стресса мы можем предпринять позитивное рейтинговое действие в отношении Российской Федерации, если темпы роста ВВП на душу населения повысятся, например в результате мер правительства по стимулированию экономического роста. Более быстрое аккумулирование бюджетных резервов, смягчающее давление со стороны волатильных, зависящих от сырьевых ресурсов доходов, а также эффективные меры, приводящие к снижению долгосрочного давления на бюджет со стороны пенсионных расходов, связанных со старением населения, также могут привести к позитивному рейтинговому действию.

Обоснование

Позитивное влияние на рейтинги Российской Федерации оказывают ее приверженность проведению консервативной макроэкономической политики, сильная позиция экономики как внешнего нетто-кредитора, низкий уровень государственного долга и достаточно высокий уровень гибкости денежно-кредитной политики. Вместе с тем негативными рейтинговыми факторами, по нашему мнению, являются структурные слабости российской экономики, которая остается зависимой от доходов, связанных с экспортом нефти и газа, а также значительные ограничения в институциональной и регулятивной сфере. Уровень рейтингов также ограничен в связи с геополитической напряженностью и международными санкциями, которые могут оказывать сдерживающее влияние на долгосрочные перспективы экономического роста.

Институциональная система и экономика: восстановление экономики в 2021 г. должно позволить во многом компенсировать экономический спад в 2020 г.

Мы ожидаем, что экономический рост в 2021 г. составит почти 3% в результате смягчения ограничительных мер в России и восстановления мировой экономики.

Новая волна пандемии COVID-19 в России и во всем мире представляет собой риск для экономики.

Наш базовый сценарий предполагает возможность лишь умеренных новых санкций со стороны США и в целом контролируемые макроэкономические последствия их введения.

В прошлом году российская экономика оказалась под ударом целой совокупности синхронизированных стрессовых ситуаций, включая снижение цен на нефть, сокращение нефтедобычи в соответствии с соглашением ОПЕК+ и негативное влияние пандемии COVID-19. Тем не менее, по нашим оценкам, сокращение ВВП России составило лишь 3,5% в 2020 г., что значительно ниже показателей экономического спада развитых и ряда развивающихся стран. Это обусловлено более избирательным характером ограничительных мер в период пандемии в России и лишь ограниченным использованием общенациональных локдаунов в прошлом году. Кроме того, это объясняется структурой российской экономики, в частности более значительным размером государственного сектора, а также меньшими долями подверженных влиянию пандемии секторов услуг (около 55%) и предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ; около 20%) в ВВП. Несмотря на менее значительный, чем в странах с развитой экономикой, объем антикризисной поддержки, фискальные, денежно-кредитные и регулирующие меры также смягчили экономические последствия пандемии. Наконец, в отличие от ситуации в небольших странах, распространение пандемии в России было неравномерным: небольшие города и отдаленные регионы были затронуты пандемией не сразу, что позволило им лучше ориентироваться в ситуации и выбирать оптимальные ограничительные меры.

Мы полагаем, что в результате ослабления внутренних ограничений экономической активности и ожидаемого увеличения нефтедобычи на фоне восстановления мировой экономики и цен на нефть рост экономики России составит 2,9% в 2021 г. и 2,7% в 2022 г. и приблизится к показателям роста на уровне около 2,0% ВВП в дальнейшем. При таких темпах восстановления реальный ВВП России вернется к уровням 2019 г. к началу 2022 г.

Степень неопределенности этих прогнозов выше, чем обычно. Россия, как и другие регионы, столкнулась с новой волной пандемии, когда число новых случаев заражения в сутки в январе превысило пик, отмечавшийся в мае, в 2,5 раза. Несмотря на отсутствие в настоящее время планов правительства в отношении введения общенациональных ограничений, рост числа заражений и ужесточение ограничительных мер на локальном уровне могут ослабить прогнозируемое восстановление экономики. В некоторой степени эти риски смягчаются массовой вакцинацией российской вакциной, начавшейся в первых числах декабря. Несмотря на то, что вопросы относительно достаточности мощностей по производству и распространению российской вакцины сохраняются, вакцинация уже доступна в крупных городах России для большинства групп населения.

Другие факторы, осложняющие наш экономический прогноз, носят внешний характер и в основном связаны с развитием пандемии в мире в целом. Хотя разработка ряда вакцин внушает оптимизм, производственные и логистические ограничения могут отсрочить повсеместную эффективную иммунизацию. В случае реализации неблагоприятного сценария ограничительные меры в странах с развитой экономикой могут оказаться более длительными и жесткими. Это может отсрочить восстановление мировой экономики и оказать давление на сырьевые рынки, что окажет негативное влияние на экономические показатели России.

Рост геополитической напряженности между Россией и США остается еще одним фактором риска. С конца 2019 г. Конгрессом США был предложен ряд законопроектов, которые предполагают введение дополнительных ограничений в отношении суверенного долга, финансовых организаций и энергетических проектов России. Поддержка этих законопроектов со стороны обеих партий в Конгрессе позволяет предположить, что новая администрация США может реализовать некоторые из этих инициатив. Это особенно актуально в свете недавних предполагаемых кибератак российских хакеров на правительственные учреждения США. Возможные новые санкции будут дополнением к санкциям, введенным в последние годы и затронувшим, помимо прочего, первичный рынок суверенных долговых обязательств российского правительства, номинированных в иностранной валюте, а также проект строительства газопровода "Северный поток-2" (см. статью "Какое влияние, по мнению S&P Global Ratings, окажут новые санкции со стороны США на суверенный долг Российской Федерации", опубликованную 5 августа 2019 г. на портале RatingsDirect).

Формат и сроки принятия этих законодательных инициатив остаются неопределенными, поскольку они зависят от внешней политики России и политической ситуации в США, которые сложно предсказать. В то же время мы принимаем во внимание факторы, которые могут снизить вероятность более жестких сценариев. Учитывая вероятные попытки улучшить отношения с традиционными союзниками, в первую очередь со странами ЕС, администрация США, возможно, будет избегать мер, которые могут иметь негативные последствия для европейской экономики. В этом контексте введение более жестких санкций в отношении энергетического сектора России или государственных банков, финансирующих международную торговлю энергоресурсами с Европой, может быть затруднено.

Одним из основных допущений нашего базового сценария остается предположение о том, что российская экономика и финансовая система смогут справиться со стрессовыми ситуациями, обусловленными умеренным ужесточением санкций (например, в отношении первичного суверенного долга, номинированного в рублях, либо отдельных компаний или финансовых институтов, не имеющих системной значимости). Наше мнение подкрепляется повышением устойчивости России к стрессовым ситуациям, продемонстрированным в 2020 г. и в периоды предыдущих кризисов. Это обусловлено макроэкономическими реформами, включающими введение консервативной бюджетной конструкции, а также режимов гибкого обменного курса и таргетирования инфляции. В сочетании с достаточными фискальными и международными резервами действующая конструкция макроэкономической политики предоставляет правительству значительные возможности для маневра в неблагоприятных условиях.

Учитывая вышесказанное, мы ожидаем, что текущая макроэкономическая политика будет в определенной степени продолжена в ближайшие несколько лет. В долгосрочной же перспективе предсказуемость курса экономической политики может быть ограничена вследствие высокого уровня централизации институциональной системы. Конституционная реформа, вступившая в силу в июле 2020 г., на наш взгляд, предполагает дальнейшее ослабление системы сдержек и противовесов, что отчасти было продемонстрировано ограниченным публичным обсуждением конституционных поправок, равно как и скоростью, с которой эти поправки были одобрены парламентом. В результате принятых изменений были сняты ограничения относительно сроков пребывания в должности для Владимира Путина, что юридически позволяет ему баллотироваться на пост президента еще дважды после окончания его текущих полномочий в 2024 г. Это несколько повышает предсказуемость перехода власти в краткосрочной перспективе, однако не снижает степень неопределенности относительно механизма передачи власти в тот момент, когда президент Путин покинет свой пост.

С нашей точки зрения, побочным следствием концентрации власти стало расширение влияния и рост государственного сектора. Это снижает уровень конкуренции, что наряду с неблагоприятными демографическими тенденциями ограничивает темпы долгосрочного экономического роста. Несмотря на то что ускорение роста является одной из главных целей государственной политики, темпы роста ВВП России на душу населения по-прежнему ниже среднемирового уровня и уровня некоторых стран с сопоставимым экономическим развитием. Это частично объясняется лишь умеренным прогрессом в решении таких институциональных проблем, как недостаточная независимость судебной системы и избирательность правоприменения. Наше мнение подкрепляется ограниченной эффективностью проводимых ранее и схожих по целям реформ, включая те, что были предложены в 2012 г., в начале предыдущего президентского срока.

Финансовая гибкость и финансовые показатели: антикризисные меры не привели к снижению бюджетных и международных резервов

После увеличения дефицита бюджета на 2020-2021 гг. правительство планирует достичь в целом сбалансированных показателей бюджета в среднесрочной перспективе.

Мы ожидаем, что бюджетные и внешнеэкономические показатели Российской Федерации останутся очень сильными.

Центральный банк Российской Федерации (далее — Банк России) сохранит контроль над инфляцией и обеспечит финансовую стабильность, в том числе в условиях волатильности рынков.

Несмотря на значительные бюджетные резервы, меры российского правительства, направленные на сдерживание последствий пандемии COVID-19, изначально были ограничены строгой бюджетной конструкцией. Нацеленное на снижение воздействия волатильности цен на нефть, действующее бюджетное правило оказалось в меньшей степени готовым к смягчению стресса для ненефтегазовой экономики и бюджетных доходов. Это обусловлено тем, что бюджетное правило ограничивает расходы федерального бюджета суммой базовых нефтегазовых доходов (рассчитанных исходя из консервативной базовой цены на нефть в 40 долл. / барр.; цена 2017 г., подлежащая ежегодной корректировке на 2%) и прогнозируемых ненефтегазовых доходов, не оставляя возможностей для экстренного наращивания бюджетных расходов. Более того, начиная с 2021 г. соблюдение бюджетного правила предполагало бы проциклическое сокращение расходов в свете сокращения объемов добычи и экспорта нефти в рамках соглашения OПЕК+, что снизило бы прогнозируемые нефтегазовые доходы и, как следствие, сократило предельный объем расходов бюджета.

В связи с этим правительство смягчило бюджетное правило в 2020-2021 гг. В частности, в 2020 г. правительство увеличило расходы на антикризисные программы до уровня выше предусмотренного бюджетным правилом, профинансировав их за счет дополнительных заимствований, а также запланировало расходную часть бюджета на 2021 г. в соответствии с допущениями относительно объема добычи нефти, не отражающими временные сокращения нефтедобычи в соответствии с соглашением ОПЕК+. Таким образом, положение об аккумулировании дополнительных нефтегазовых доходов (доходов при цене на нефть выше базового уровня) в Фонде национального благосостояния (ФНБ), лежащее в основе бюджетного правила, остается неизменным. На наш взгляд, это, скорее всего, сохранит доверие к существующей консервативной бюджетной конструкции, которая позволила правительству смягчить зависимость бюджета и экономики от колебаний цен на нефть.

Мы прогнозируем исполнение федерального бюджета с дефицитом в размере около 5% ВВП в 2020 г., что является сравнительно невысоким уровнем, учитывая значительное одновременное сокращение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, а также необходимость увеличить расходы бюджета в целях поддержки экономики. Это связано с более благоприятной динамикой макроэкономических показателей и обесценением рубля, частично компенсировавшим падение нефтегазовых доходов, номинированных в долларах. Кроме того, сыграл роль сравнительно ограниченный объем прямых мер бюджетной поддержки (чуть выше 2,5% ВВП в соответствии с нашей оценкой). Учитывая планы правительства по постепенному свертыванию мер бюджетного стимулирования начиная с 2021 г. и ожидаемое возобновление роста ВВП, мы прогнозируем, что дефицит бюджета расширенного правительства, вероятнее всего, стабилизируется на невысоком уровне 1% или чуть ниже начиная с 2022 г. Наши прогнозы опираются на допущения относительно того, что цены на нефть марки Brent будут в среднем составлять 50 долл. / барр. в 2021-2022 гг. и 55 долл. / барр. начиная с 2023 г. (см. статью "S&P Global Ratings пересматривает допущения в отношении цен на нефть и газ", опубликованную 16 сентября 2020 г.). Кроме того, в наших прогнозах учитываются дивиденды, которые Банк России перечислил правительству после продажи акций Сбербанка, недавние предложения в области налогообложения (в том числе повышение налоговой нагрузки на сырьевой сектор), а также возврат к бюджетному правилу, действовавшему до начала пандемии, в 2022 г.

Несмотря на значительные потребности в заимствованиях (нетто) на уровне 4,5% ВВП в 2020 г., на исполнении планов по финансированию дефицита благоприятно сказались большой объем ликвидности российского банковского сектора и сохраняющийся спрос со стороны нерезидентов, на долю которых в настоящее время приходится около 24% долговых обязательств правительства, номинированных в национальной валюте. Принимая во внимание меньший объем потребностей в заимствованиях в 2021 г. (около 2,7% ВВП), мы оцениваем риски, связанные с финансированием бюджетного дефицита, как невысокие. В целом мы считаем способность правительства финансировать дефицит за счет заимствований главным образом в национальной валюте позитивным кредитным фактором.

Ослабление бюджетных показателей в 2020-2021 гг. не приведет к значительному росту долговой нагрузки Российской Федерации. По нашим прогнозам, долг расширенного правительства за вычетом ликвидных финансовых активов (ликвидных активов ФНБ и средств на счетах в казначействе и размещенных на банковских депозитах) по-прежнему будет составлять менее 12% ВВП до конца 2024 г., что мы считаем невысоким уровнем. Наши оценки также учитывают долговые обязательства ряда организаций, имеющих тесные связи с государством, таких как Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ", а также институтов, служащих инструментом финансового оздоровления банков.

Российская экономика поддерживает сильную позицию внешнего нетто-кредитора, при этом объем ликвидных внешних активов превышает объем внешнего долга примерно на 80% платежей по счету текущих операций (СТО). В сочетании с гибким обменным курсом это обеспечивает значительный буфер, снижающий риски ослабления платежного баланса. Совокупный внешний долг Российской Федерации (около 20% ВВП) почти на 40% ниже уровня, отмечавшегося в 2014 г., когда также произошло резкое снижение цен на нефть.

В прошлом году СТО остался профицитным поскольку снижение поступлений от экспорта компенсировалось сокращением импорта на фоне обесценения национальной валюты, ослабления внутреннего спроса и снижением зарубежных поездок, а также снижением оттока по счету инвестиционных доходов. Мы полагаем, что после 2020 г. динамика показателей СТО будет поддерживаться ожидаемым восстановлением цен на нефть.

В отличие от прошлых стрессовых ситуаций финансовый счет платежного баланса Российской Федерации продемонстрировал устойчивость к ухудшению настроений на глобальных рынках: на пике волатильности мировых финансовых рынков в марте 2020 г. и в период роста геополитической неопределенности во втором полугодии отток портфельных инвестиций был лишь ограниченным. Кроме того, мы не наблюдали значительной конвертации рублевых сбережений и депозитов населения в иностранную валюту. На наш взгляд, это свидетельствует о сильных макроэкономических показателях Российской Федерации, а также о повышении доверия к политике таргетирования инфляции, проводимой Банком России.

В дальнейшем на финансовый счет платежного баланса Российской Федерации будет влиять ряд факторов, в том числе разница в процентных ставках и восприятие рисков инвесторами на развивающихся рынках в целом и в России в частности, которые, в свою очередь, зависят от прогноза развития ситуации с санкциями. Мы ожидаем, что российский рынок государственного долга в национальной валюте по-прежнему будет привлекателен для нерезидентов. В то же время частный сектор, вероятнее всего, продолжит укреплять свою позицию нетто-кредитора на фоне относительно ограниченных инвестиционных возможностей внутри страны.

Для смягчения негативных последствий пандемии COVID-19 Банк России принял ряд мер, в частности регулятор несколько раз снижал ключевую ставку и предоставлял ликвидность банкам. Вместе с тем мы считаем, что период смягчения денежно-кредитной политики подошел к концу и регулятор сохранит ключевую ставку на текущем уровне — 4,25% в 2021 г. Инфляция ускорилась во второй половине 2020 г. и превысила целевой уровень (4%) в последние два месяца 2020 г., что было обусловлено восстановлением потребительского спроса на фоне роста бюджетных расходов, отложенным влиянием ослабления рубля на внутренние цены, а также эффектом низкой базы. Тем не менее мы считаем это временным явлением и ожидаем снижения индекса потребительских цен с пиковых значений в первом квартале 2021 г. до целевого уровня, установленного Банком России, на фоне укрепления рубля и все еще слабого спроса.

В последние несколько лет Банк России укреплял стабильность банковского сектора, что позволило финансовым институтам вступить в рецессию с более сильными показателями, чем в прошлые периоды экономического спада. Банки неизбежно пострадают от снижения качества активов, вызванного пандемией, особенно после прекращения мер поддержки экономики и временных регуляторных послаблений. Несмотря на сохраняющиеся риски ухудшения ситуации, мы полагаем, что накопленные запасы капитала и ликвидности позволят банкам снизить испытываемое ими давление (см. статью "Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Российская Федерация", опубликованную 16 ноября 2020 г.).

Источник:  Соб.инф.

Перейти на страницу:
 Еще по теме:

© FinNews.ru    
О правилах использования материалов сайта www.finnews.ru смотрите на странице "Информация об авторских правах"

Информационное агентство "Шефа"
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №2-6119 от 4 сентября 2002 года. Выдано Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением министерства РФ по делам печати, телерадиовещания средств массовых коммуникаций

ипотека, ипотечный кредит, квартира в кредит, кредит под залог квартиры, кредит под недвижимость, кредит на покупку квартиры, вклады и депозиты, автокредит, автокредитование, автомобили Петербург, автомобиль в кредит, машина в кредит, потребительский кредит, кредиты малый и средний бизнес,

   Ссылки
   
   
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика