По офисам  По итогам  По назначениям  По рейтингам  По фальши  Пресс-релизы  Все новости  Поиск новости
main pagee-mailsearch
Finnews.ru
Новости банков 1Новости банков 2Акции банковПубликацииКурсы ЦБ РФУслуги банковСправочнаяО FinNews.ru
Новости банков 1
 По автокредитам
 По вкладам
 По драг.металлам
 По ипотеке
 По картам
 По кредитам МСБ
 По переводам
 По потреб.кредитам
 По сейфингу
Новости банков 2
 По офисам
 По итогам
 По назначениям
 По рейтингам
 По фальши
 Пресс-релизы
 Все новости
 Поиск новости
Акции банков
 По автокредитам
 По банк.картам
 По депозитам
 По ипотеке
 По кредитам МСБ
 По потреб.кредитам
Публикации
 Макроэкономика
 Общество
 Степан Демура
 Интервью
 Банки
 Инвестиции
 Кредиты
 Личный опыт
 Рейтинг PR
Курсы ЦБ РФ
 Курсы валют сегодня
 Архив курсов валют
 Конвертер валют
Услуги банков
 Автокредиты
 Депозиты
 Драг.металлы
 Ипотека
 Курсы валют в банках
 Кредиты МСБ
 Потреб. кредиты
Справочная
 Банки
 Обменные пункты
 Поиск на PDA
 Небанковские кред.орг-и
О FinNews.ru
 Сервисы
 Реклама
 Вакансии
 Фотобанк
 Индекс настроений
 Индекс депозитов
 Форум
2.08.21/20:31
Новейший российский истребитель "Шахматы". Долго, дорого, с непонятным качеством
В современном мире существуют самые разные виды шахмат. Классические шахматы, шахматы Фишера, Боевые шахматы, Гексагональные шахматы, Китайские шахматы, Русские шахматы, Русские линейные шахматы, Цилиндрические шахматы, Четверные шахматы, Шахматы на круглых досках, Шахматы на троих, Шведские шахматы, Японские шахматы.

Скоро могут появиться новые шахматы. И снова русские. "Ростех" и "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) на выставке МАКС-2021 представили публике лёгкий тактический истребитель пятого поколения, названный ими Checkmate. Глава ОАК Юрий Слюсарь сформулировал концепцию истребителя так: "Сейчас на рынке очень много однодвигательных самолётов, представленных основными разработчиками-производителями. Есть однодвигательные самолёты пятого поколения. Но нет однодвигательного самолёта пятого поколения по приемлемой, экономически обоснованной цене, которая была бы под силу большинству заказчиков военных многофункциональных самолетов".

На самом деле, Юрий Борисович лукавил, когда говорил о существовании однодвигательных самолётов пятого поколения во множественном числе. Реально существующий такой самолёт на сегодня всего один – американский истребитель пятого поколения F-35. Разумеется, очень дорогой, как и всё оружие американского производства. Именно он и является единственным конкурентом российского проекта. Это если поверить мнению Юрия Борисовича. Хотя, интуиция и здравый смысл подсказывают, что реальным конкурентом новому самолёту (если он действительно будет создан) станет китайский истребитель пятого поколения J-31. Который, кстати, тоже уже летает.

Конкуренты в мире

Отвлечёмся ненадолго от новейшей российской разработки, чтобы понять, где находимся мы, и где находится остальной мир, в деле создания истребителей пятого поколения.

Да, чисто теоретически, существуют проекты истребителей пятого поколения в некоторых удивительных странах. Такие самолёты пытаются создать в Индии, Иране, Китае, Турции, Швеции, Южной Кореи, Японии. Но… именно, что пытаются. Как это говорится: "Обещать – не значит жениться". Для создания истребителя пятого поколения одного желания мало. Нужны ещё и возможности. Причём, финансовые возможности в данном случае стоят далеко не на первом месте. И даже наличие развитой промышленности – это необходимое, но не достаточное условие. Главное в этом деле – люди. И не просто люди, а инженерные школы, передающие свой опыт из поколения в поколение.

Так вот, даже не варясь внутри всей этой военной кухни. Вооружившись лишь одним житейским здравым смыслом и банальной логикой. Поверхностно изучив со стороны: кто и что пытается сделать, и сколько у него времени на это уходит. С прискорбием приходится констатировать, что всеми необходимыми ингредиентами для создания истребителей пятого, шестого, и прочих поколений, сегодня обладают лишь США.

Например, Япония заявила о желании создать такой самолёт в 2004 году, а в 2015 году стало известно, что истребитель будет введён в строй только в 2035 году. И то – может быть, получится, а, может быть, и нет. Тридцать лет, Карл! И это несмотря на богатый опыт создания военных самолётов в прошлом. В далёком, надо сказать, прошлом. Вот в том то и дело, что в далёком прошлом. Похоже, соответствующая инженерная школа в Японии когда-то прервалась. Произошёл разрыв поколений, когда старики ушли, не передав свой опыт молодежи. И теперь страна судорожно пытается начать всё с нуля. Но, на всякий случай, если вдруг что-то пойдёт не так, Япония планирует закупить американский F-35. Чтобы не остаться совсем без истребителей пятого поколения. Именно поэтому – только может быть.

Чуть лучше может оказаться ситуация в Швеции. Всё-таки, у них есть относительно свежий опыт построения истребителей. Но нет денег. И не предвидится. Ибо страна слишком маленькая. И не самодостаточная.

Остальные перечисленные выше страны просто начинают всё с нуля. Кроме Китая. Но о нём чуть дальше. Наверное, когда (и если) хотя бы у кого-то из них что-то получится с истребителем пятого поколения, у американцев будет уже седьмое поколение. Если вообще у этих стран что-то получится. Что далеко не факт.

Конкуренты в Китае

Китай в представленном выше списке стоит немного особняком. У него уже как бы есть один истребитель пятого поколения. Даже уже в серийном производстве. И второй самолёт уже испытывается. Но есть нюанс.

По сути, до сих пор все их самолёты (неважно, гражданские или военные) – это копии ранее разработанных кем-то самолётов. До определённого момента – это были копии старых советских разработок. Вот и в деле создания истребителей пятого поколения Китай пошёл по проторенной дорожке. Их у него уже как бы два. J-20 и J-31. Оба явно были скопированы с реально существующих конкурентов. Первый – с американского истребителя F-22 и с советского опытного истребителя МиГ 1.44. Второй – с американского истребителя F-35. В своё время серверы Lockheed Martin (создатель F-35) были взломаны, и большой объём информации по F-35 был похищен. Теперь понятно – кем. Отличие китайской копии от американского оригинала в двигателях. У американцев он один, а у китайцев их два. Наверное, просто потому, что украсть информацию по двигателю нужной мощности китайским хакерам не удалось.

Вообще, проблема с авиационными двигателями у китайцев такая же древняя, как сама китайская авиационная промышленность. Примерно в таком же положении в 30-х годах прошлого века находился СССР. Но это отдельная история. Китайцы даже пытались купить украинский "Мотор Сич", чтобы разжиться чужими технологиями. Не получилось. Американцы вовремя заблокировали сделку. Самостоятельно же китайцы могут только скопировать чужую разработку. На законных или незаконных основаниях. Их максимум на сегодняшний день – усовершенствовать. Примерно в таком же положении находился СССР в 40-х годах прошлого века.

Далеко ходить не будем – даже на китайском истребителе якобы пятого поколения J-20 стоят старые советские движки разработки середины 70-х годов прошлого века. Чуток модернизированные. Так что, пятое поколение у данного самолёта весьма условное. Точно в таком же положении находится и второй китайский истребитель как бы пятого поколения J-31. Поэтому, оба китайских истребителя не совсем пятого поколения.

Куда спешим?

Ну, а теперь вернёмся к новейшей российской разработке. Самолёт удивительным образом похож на все современные истребители сразу. Это как раз не удивительно. Законы аэродинамики на Земле действуют на всех абсолютно одинаково, и потому все страны вынуждены им подчиняться. То же касается и стелс-технологий малозаметности. Но, несмотря на единые для всех на планете Земля законы физики, опять пошли глупые разговоры о том, что аналогов нашему самолётику, якобы, нет. Расскажите ещё про новые физические принципы, чтобы всем умным людям совсем тошно стало. Эта фраза про "аналогов нет" уже набила оскомину. Не смешно.

Итак, общественности очень ярко и красочно был показан, по сути, макет истребителя в натуральную величину. Макет, потому что первый полёт планируется лишь в 2023 году. Возможно, у представленного общественности макета даже нет внутри никакой начинки. Надеюсь, что он хотя бы из металла был, а не из фанеры. По сути, это ещё даже не бета-версия.

К чему была такая спешка с показом? Это как раз вполне объяснимо. У американцев уже два настоящих серийных истребителя пятого поколения. У китайцев тоже два истребителя почти пятого поколения. А у нас пока только один – Су-57. И тоже почти пятого. По той же причине, что и у китайцев – отсутствие современного двигателя. Как пишет "Википедия": "Установка этих двигателей [второго этапа "Изделие 30"] на серийные самолёты планируется в 2023-2025 годах". Получается, что мы отстаём от основных конкурентов. Поэтому, надо было показать хоть что-то. Чтобы доказать хотя бы самим себе, что не зря хлеб едим. Не зря миллиарды рублей бюджетных средств осваиваем.

А вот дальнейшие перспективы проекта...

Об истребителях пятого поколения США и СССР задумались почти одновременно ещё в середине 70-х годов прошлого века. Но как по-разному продвигались проекты.

Из истории. США

Американцы сформулировали требования к будущему истребителю пятого поколения F-22 ещё в 1981 году. После чего очень долго думали. И лишь в 1986 году объявили конкурс. В 1990 году утвердили победителя. В 1994 году взлетел первый предсерийный самолёт. В 1999 году самолёт поступил на вооружение.

Поскольку F-22 оказался безумно дорог, как и всё американское оружие, начали создавать вариант попроще – F-35. Американцы сформулировали требования к будущему F-35 ещё в 1995 году. В 1997 году объявили конкурс. В 2001 году утвердили победителя. В 2006 году взлетел первый предсерийный самолёт. В 2015 году F-35 поступил на вооружение сразу в нескольких модификациях.

Из истории. Россия

В деле создания истребителя пятого поколения мы изначально плелись в хвосте американцев. Только в конце 1980-х годов были выработаны требования к такому истребителю для фронтовой авиации на замену МиГ-29 и Су-27. И на её основе даже два проекта были разработаны. Но из-за обвала цен на нефть и развала СССР всё пошло наперекосяк. Причина банальна. Кончились деньги на дорогостоящие игрушки. Хотя создать в металле опытные экземпляры истребителей всё же удалось. В 1997 году взлетел первый и единственный Су-47. В 2000 году взлетел первый и единственный МиГ 1.44. Но и только. Вскоре оба проекта были закрыты.

Когда снова начала расти цена на нефть, и у страны опять появились лишние деньги на имперские амбиции, создание истребителя пятого поколения пришлось начинать заново. Это случилось в 2001 году. Речь идёт о Су-57. К реализации программы были привлечены все три оставшихся в живых конструкторских бюро, ещё с советских времён создававшие истребители (Су, МиГ, Як). План работ предусматривал начало лётных испытаний самолёта на 2006-2007 годы и начало поставок самолётов в войска к 2014-2015 годам. Увы, абсолютно все сроки были сорваны.

В 2004 году появился макет самолёта. В том же году его показали президенту РФ Владимиру Путину. В 2010 году появился первый лётный экземпляр самолёта. В 2015 году начат завершающий этап испытаний. История серийного производства – это отдельная песня. Если кратко (чуть подробнее об этом я написал "здесь"). В январе 2015 года было сказано, что самолёты начнут поступать в войска с 2016 года. В сентябре 2015 года сроки поставок сдвинулись на 2017 год. В феврале 2017 года сроки в очередной раз сдвинулись. Теперь на 2018 год. В июне 2018 года речь пошла уже о 2019 году. Однако, в Википедии сказано, что в 2021 году будут изготовлены второй и третий серийный самолёты, которые, однако, не поступят в войска. То есть, самолёты в каком-то количестве вроде уже есть. И их даже видела общественность. Но на вооружение они пока не поступили. И когда поступят – неизвестно. Хотя от старта программы прошло уже 20 лет.

Тяжело сравнивать скорость создания истребителей пятого поколения в США и в России напрямую. Уж слишком разные условия в наших странах. Но всё же, от объявления конкурса до поступления самолётов на вооружение в США прошло 13 лет (F-22) и 18 лет (F-35). Кстати, судя по всё той же "Википедии", в Китае от момента выбора генподрядчика (по сути – от выигрыша конкурса) до поступления на вооружение в случае с J-20 прошло 15 лет. А у нас после рестарта программы прошло уже 20 лет, а самолёта в войсках всё ещё нет.

Кто в этом виноват? Есть ощущение, которое, разумеется, невозможно ничем подтвердить, что в 90-х годах, и в начале нулевых, в России произошёл разрыв поколений в инженерных школах. Старые инженеры ушли, не передав молодым свой накопленный опыт. Как в Японии в своё время. Как в СССР сразу после так называемой октябрьской революции 1917 года, более похожей на банальный вооружённый переворот. Но, что ещё хуже, кажется, произошёл также разрыв поколений и в производстве. По тем же самым причинам.

Потому у нас и старые, проверенные, ракеты периодически отказываются летать. Потому и новейшие танки на Красной площади глохнут. Потому и новейшие самолёты никак довести до боевого состояния не могут.

Перспективы новинки

Боюсь ошибиться, но столь же неспешно, как и Су-57, будет создаваться, и доводиться до ума, и новый шахматный истребитель. И когда (хотя лучше всё же говорить не "когда", а "если") он будет создан, рыночные перспективы его будут туманны. Помните мультфильм "Про черепаху". Про медлительную черепаху, которая очень медленно одевалась на прогулку. И всякий раз при её выходе на улицу наступало другое время года. Вот похожая история складывается в российском военном самолётостроении.

Макет первого истребителя пятого поколения Су-57 показали президенту РФ Владимиру Путину в 2004 году. Прошло уже 17 лет, а в войсках его всё ещё нет. В то время, как в США первый истребитель пятого поколения эксплуатируется войсками 22 года, а второй – 6 лет.

Макет второго истребителя пятого поколения показали Владимиру Путину в 2021 году. Представители разработчиков обещают, что первый полёт состоится в 2023 году, а серийное производство самолёта начнется уже в 2025 году. Верится в это с очень большим трудом. Просто посмотрите на историю создания Су-57. Более вероятен варианта, что и на этот раз придётся ждать примерно 17 лет. За это время американцы вполне могут выкатить уже истребитель шестого поколения. Ведь у них не было периода безвременья с разрывом поколений в инженерных и производственных школах, когда ничего нового в принципе не разрабатывалось и не создавалось, когда старики уходили на покой, не передав никому свои знания.

Тем не менее, 2023 год и 2025 год были названы. Для современной России такие сроки подобны молнии. Эти года названы, скорее всего, потому, что именно они был обещаны президенту. Хотя, ко второй дате уже можно рассчитывать на прогноз Ходжи Нассредина: "Или ишак, или эмир".

Бюджет проекта. О, это отдельная песня. Скорее всего, все сроки опять будут сорваны. А это неизбежно означает, что бюджет на шахматный самолёт будет превышен, как мне кажется, в разы.

И это мы ещё не обсудили тактико-технические характеристики шахматного истребителя. Впрочем, эту тему обсуждать ещё абсолютно бессмысленно. Представители разработчиков утверждают, что самолёт по большинству показателей будет эффективнее американского F-35. Который, в отличие от шахматного самолёта, летает и воюет уже 6 лет. Как утверждают создатели, наш самолёт будет способен летать на сверхзвуковой крейсерской скорости на дальность в 2 800 километров, неся боевую нагрузку в 7 400 килограммов.

Но даже эти, уже озвученные характеристики, не позволяют утверждать о большей эффективности российского самолёта по сравнению с американским. Большая дальность полёта шахматного самолёта не означает ничего, поскольку американский имеет возможность дозаправки в воздухе. А вот боевая нагрузка у всех трёх вариантов F-35 больше, чем у шахматного самолёта – 9 100 килограмм против 7 400 килограммов.

Правда, на сегодняшний день, уже озвученные, и все прочие характеристики, существуют только на словах, на бумаге, и в виртуальном пространстве. Создатели могли вообще не сдерживать себя, и называть какие угодно цифры. Ибо цифры эти были рассчитаны исключительно на секретном компьютере, доступа к которому нет ни у кого, кроме создателей, и проверены эти цифры исключительно в виртуальных испытаниях.

Закончим всё же на позитиве. В одном "Ростех" прав. В странах третьего мира российская новинка однозначно пользовалась бы спросом. Если бы существовала прямо сейчас. Если, конечно, она будет создана. И если у потенциальных покупателей к моменту её создания останутся деньги на столь дорогостоящую покупку. Ведь во время экономических депрессий, как правило, денег нет ни у кого.

Источник:  Владимир Шевченко, главный редактор FinNews.ru

Перейти на страницу:
 Еще по теме:
 5.09.21  Российский флот отстал от вероятного противника. Возможно, навсегда

 
 22.06.21  Сказки о новом российском бомбардировщике ПАК ДА. Нас ждёт ещё один долгострой. Почему?

 
 20.06.21  Эффективность советского и российского зенитного ракетного и просто ракетного оружия сильно преувеличена

 
 3.03.18  Мировой войны не будет. Возможности российских и американских военных несопоставимы. А у россиянской элиты всё самое ценное находится именно на Западе

 
 20.01.18  Информации российского министерства обороны доверять нельзя. Её надо тщательно перепроверять. Эпизод 8. Авианосец Queen Elizabeth против "Адмирала Кузнецова"

 
 13.07.17  Танк "Армата" – гнилое старьё в новой упаковке. Эпизод 2

 
 2.12.16  Россия потеряла "Прогресс". Впору уже говорить о том, что Россия теряет не только прогресс, но и своё будущее

 
 11.08.15  Танк "Армата" - гнилое старьё в новой упаковке. Эпизод 1

 

© FinNews.ru    
О правилах использования материалов сайта www.finnews.ru смотрите на странице "Информация об авторских правах"

Информационное агентство "Шефа"
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №2-6119 от 4 сентября 2002 года. Выдано Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением министерства РФ по делам печати, телерадиовещания средств массовых коммуникаций

ипотека, ипотечный кредит, квартира в кредит, кредит под залог квартиры, кредит под недвижимость, кредит на покупку квартиры, вклады и депозиты, автокредит, автокредитование, автомобили Петербург, автомобиль в кредит, машина в кредит, потребительский кредит, кредиты малый и средний бизнес,

   Ссылки
   
   
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика