Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в последнее время очень часто говорит о дефолте России. В том смысле, что его не может быть, потому что не может быть никогда. Это уже даже стало напоминать по форме некие ритуальные магические заклинания. Вот лишь несколько примеров:
11 марта 2022 года он заявил: "Мы с вами уже слышали заявления наших руководителей финансовых ведомств – Минфина и так далее – о готовности и наличии необходимого запаса прочности для выплаты всех внешних долгов в рублях. То есть, фактически, как таковых, условий для дефолта не существует. Если они только не создаются и не вменяются нам искусственно".
17 марта 2022 года он заявил: "С самого начала мы говорили, что у России имеются все необходимые средства и потенциал, чтобы не доводить ситуацию до дефолтов, и что никаких дефолтов быть не может, потому что у России имеются необходимые средства <…> Любой дефолт, который мог бы гипотетически возникнуть, мог бы носить исключительно искусственный характер".
6 апреля 2022 года он заявил: "Теоретически, конечно, может быть организована какая-то дефолтная ситуация, но это чисто искусственная ситуация. Никаких оснований для реального дефолта нет даже и рядом".
11 апреля 2022 года он заявил: "Объективных причин для такого дефолта нет. Россия обладает всем необходимым потенциалом для выполнения всех своих обязательств, но с другой стороны, такая реконструктивная позиция наших оппонентов может осложнить ситуацию".
30 мая 2022 года он заявил: "Наша позиция хорошо известна: никаких объективных причин для дефолта быть не может. Деньги есть, есть готовность их платить – будь то в рублях, или будь то по схеме, которая может быть более удобна для держателей бумаг".
8 июня 2022 года он заявил: "Это рукотворный дефолт, потому что никаких оснований для дефолта Российской Федерации нет, причем нет абсолютно".
Почему этот вопрос стал настолько часто беспокоить пресс-секретаря? Дело в том, что 28 февраля 2022 года
"США ввели санкции против ЦБ, ФНБ и Минфина",
"Евросоюз ввёл санкции против ЦБ",
"Британия ввела санкции против ЦБ, ФНБ и Минфина".
В результате этих санкций примерно половина золотовалютных резервов России оказалась заблокирована. Причём, абсолютно внезапно для российской власти. Плюс, Россия потеряла возможность платить валютой по своим внешним долгам. Государственным долгам. Их, конечно, не очень много. Внешний долг России по состоянию на 1 апреля 2022 года составил 453,5 млрд долларов, снизившись с начала года на 26,5 млрд долларов, или на 5,5% (смотри график
"Внешний долг России"). Особенно их немного по сравнению с другими странами. Но они есть. И их периодически нужно обслуживать. Платить проценты, погашать сам долг.
США после этого некоторое время предоставляли нашей стране возможность обслуживать государственные долги в долларах. В виде исключения. Вдруг кое-кто в бункере одумается. Эти ожидания оказались напрасными. И потому 25 мая
"США окончательно отказались от поблажек". Очередной платёж по долгам должен был произойти 27 мая. Если Россия не заплатила долларами (а она не заплатила) – это означает технический дефолт. После чего начнётся обратный отсчёт. Если в течение одного месяца после возникновения технического дефолта Россия так и не заплатит долларами – технический дефолт превратится в просто дефолт.
После наступления этого события уважаемый Дмитрий Сергеевич может сколько произносить свои заклинания, типа "Условий для дефолта не существует", "Никаких дефолтов быть не может", "Оснований для реального дефолта нет", "Объективных причин для такого дефолта нет", "Объективных причин для дефолта быть не может", "Это рукотворный дефолт", и так далее, и тому подобное. Они ни на кого в цивилизованном мире не подействуют. Как любил повторять судья Дредд: "Закон суров, но это закон".
Дефолт – это дефолт. Со всеми вытекающими из этого последствиями. В виде судебных исков, ареста государственного имущества по всему миру, последующей продажи этого имущества для расплаты с кредиторами.
И ведь нельзя сказать, что никто российское руководство не предупреждал о неизбежности наступления серьёзных экономических последствий в случае попытки реализации имперских фантазий. Предупреждали. И не раз. Увы. Проигнорировали. Понты вновь оказались дороже денег. Что-ж, скоро придёт время расплаты.
P.S.: Кстати.
"Дефолт России по валютным облигациям всё же произошёл". Уже произошёл. По крайней мере, так считают иностранные владельцы валютных облигаций "Россия-2022". Выплаты по ним должны были состояться 4 апреля 2022 года, а в реальности произошло только 29 апреля. Владельцы этих облигаций подали в Euroclear уведомление об объявлении дефолта России. Они требуют выплаты им 1,9 млн долларов в связи с отложенным платежом. Регулятор страховок от дефолта (комитет по определению кредитных событий или CDS) принял решение, что Россия не исполнила своих обязательств по облигациям. То есть, допустила дефолт по одному конкретному их выпуску. Так что, уважаемый Дмитрий Сергеевич уже ошибся.
Интересно, означает ли этот маленький дефолт "кросс-дефолт"? Начнут иностранные инвесторы предъявлять России к оплате все её валютные долги? Скоро узнаем. Если да – вот тут жирный песец ко всем нам и придёт…