По автокредитам  По вкладам  По драг.металлам  По ипотеке  По картам  По кредитам МСБ  По переводам  По потреб.кредитам  По сейфингу
main pagee-mailsearch
Finnews.ru
Новости банков 1Новости банков 2Акции банковПубликацииКурсы ЦБ РФУслуги банковСправочнаяО FinNews.ru
Новости банков 1
 По автокредитам
 По вкладам
 По драг.металлам
 По ипотеке
 По картам
 По кредитам МСБ
 По переводам
 По потреб.кредитам
 По сейфингу
Новости банков 2
 По офисам
 По итогам
 По назначениям
 По рейтингам
 По фальши
 Пресс-релизы
 Все новости
 Поиск новости
Акции банков
 По автокредитам
 По банк.картам
 По депозитам
 По ипотеке
 По кредитам МСБ
 По потреб.кредитам
Публикации
 Макроэкономика
 Общество
 Степан Демура
 Интервью
 Банки
 Инвестиции
 Кредиты
 Личный опыт
 Рейтинг PR
Курсы ЦБ РФ
 Курсы валют сегодня
 Архив курсов валют
 Конвертер валют
Услуги банков
 Автокредиты
 Депозиты
 Драг.металлы
 Ипотека
 Курсы валют в банках
 Кредиты МСБ
 Потреб. кредиты
Справочная
 Банки
 Обменные пункты
 Поиск на PDA
 Небанковские кред.орг-и
О FinNews.ru
 Сервисы
 Реклама
 Вакансии
 Фотобанк
 Индекс настроений
 Индекс депозитов
 Форум
21.12.15/02:22
Fitch подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента "Сбербанка", "Газпромбанка" и "Россельхозбанка"
Международное рейтинговое агентство Fitch ratings 10 декабря 2015 года подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента "Сбербанка", "Газпромбанка" и "Россельхозбанка", сообщила пресс-служба агентства.

Fitch подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте "Сбербанка") на уровне "BBB-". Fitch подтвердило долгосрочные РДЭ "Газпромбанка" и "Россельхозбанка" на уровне "BB+". Прогноз по рейтингам – "Негативный".

Подтверждение долгосрочных РДЭ в иностранной валюте и уровней поддержки долгосрочных РДЭ "Сбербанка" и на одном уровне с суверенным рейтингом ("BBB-"), а также "Россельхозбанка" и "Газпромбанка" на уровне "BB+" обусловлены мнением Fitch об очень высокой готовности российских властей предоставлять им поддержку в случае необходимости. Это мнение принимает во внимание следующие факторы:

(i) мажоритарные доли в этих банках принадлежат государству (50%+1 акция "Сбербанка"; 100% в "Россельхозбанке") или имеется высокая степень контроля и надзора со стороны государства через квазигосударственные структуры (в случае "Газпромбанка"), прежде всего через основателя и акционера этого банка, "Газпром" ("BBB-"/прогноз "Негативный");

(ii) исключительно высокая системная значимость "Сбербанка", на что указывают его доминирующие доли рынка (около 30% активов банковской системы и 44% розничных депозитов на конец 10 мес. 2015 г.), важная роль "Россельхозбанка" в проводимой политике поддержки сельскохозяйственного сектора и высокая системная значимость "Газпромбанка" для банковского сектора;

(iii) история оказания поддержки банкам, включая недавнюю крупную рекапитализацию "Газпромбанка" и "Россельхозбанка" посредством приобретения государственным "Агентством по страхованию вкладов" ("АСВ") эмиссий привилегированных акций, классифицируемых как базовый капитал. Fitch расценивает такой капитал как капитал хорошего качества, позволяющий покрывать убытки, и на 100% приравнивает к капиталу;

(iv) высокие репутационные риски в случае потенциального дефолта банков для российских властей/акционеров под госконтролем.

РДЭ "Сбербанка" также подкрепляются самостоятельной кредитоспособностью банка, которая отражена в его рейтинге устойчивости "bbb-".

Рейтинги "Газпромбанка" и "Россельхозбанка" на один уровень ниже рейтингов "Сбербанка", так как "Газпромбанк" и "Россельхозбанк" не имеют исключительной значимости для банковской системы, как "Сбербанк". Разница между рейтингами "Россельхозбанка" и "Газпромбанка", с одной стороны, и суверенным рейтингом, с другой, также отражает следующие моменты: (i) задержки с предоставлением значительной поддержки капиталом от государства, имевшие место в прошлом, у "Россельхозбанка" и потенциальные остающиеся у него потребности в капитале (ii) то что "Газпромбанк" не находится в прямой мажоритарной собственности государства.

Тот факт, что Центральный банк России ("ЦБ РФ") рассматривает эти банки как системно значимые для банковского сектора страны, не оказывает значительного влияния на мнение Fitch о поддержке. Такой статус системно значимых банков в равной степени распространяется на крупные банки в иностранной и частной собственности, как и на кредитные организации в госсобственности, и предполагает скорее более строгий надзор за банками, чем подтверждение какого-либо намерения оказывать им поддержку. По мнению Fitch, потенциальное введение законодательства, предусматривающего механизм bail-in (вовлечение приоритетных кредиторов в разрешение проблем у банков, испытывающих сложности), которое в настоящее время обсуждается в России, но вряд ли будет принято в ближайшее время, не обязательно приведет к автоматическому понижению уровней поддержки долгосрочных РДЭ у коммерческих банков в госсобственности, так как мы считаем, что им по-прежнему будет доступна поддержка с учетом структуры собственности у этих банков и их роли в проводимой политике.

Подтверждение национальных рейтингов банков учитывает мнение Fitch, что они по-прежнему входят в число организаций с наивысшей кредитоспособностью в России. "Стабильный" прогноз по национальным рейтингам отражает мнение агентства о том, что кредитоспособность эмитентов в России относительно друг друга вряд ли претерпит значительные изменения в случае понижения суверенного рейтинга.

Рейтинг устойчивости "Сбербанка" "bbb-" отражает следующие факторы: (i) значительную способность банка влиять на ценообразование ввиду его доминирующих рыночных долей в российском банковском секторе, (ii) лишь умеренное ухудшение качества активов по настоящее время, (iii) прибыльную деятельность на протяжении всего экономического цикла, (iv) дешевую и стабильную базу фондирования и хорошую ликвидность.

Рейтинг устойчивости "Сбербанка" зависит от суверенного рейтинга России ("BBB-"/прогноз "Негативный") ввиду значительного суверенного риска (0,5x основного капитала по методологии Fitch на конец 1 полугодия 2015 г.) и от экономической среды в целом, при том что вклад зарубежных дочерних структур в активы и доходы "Сбербанка" остается лишь умеренным.

Ухудшение качества активов "Сбербанка" было умеренным. Так, неработающие кредиты повысились до 5,4% на конец 3 кв. 2015 г. (покрытие резервами составляло 1,1x) относительно 3,2% в конце 2014 г. Как следствие, отчисления в резерв под обесценение кредитов выросли до 2,6% кредитов за 9 мес. 2015 г. с 2,3% в 2014 г. и 1,1% в 2013 г. Мы ожидаем, что отчисления в резерв под обесценение стабилизируются в 2016 г. и не превысят 2,5%, так как наиболее проблемные кредиты (например, Мечелу, Трансаэро и украинским заемщикам) достаточно хорошо зарезервированы. Поэтому отчисления под обесценение должны быть с запасом покрыты доходами банка до отчислений под обесценение (около 4% средних кредитов за 9 мес. 2015 г. в годовом выражении), и кроме того этот показатель может улучшиться примерно на 0,5-1,0% в 2016 г., если стоимость фондирования продолжит снижаться. Прибыльность, как и у других российских банков, также является чувствительной к дальнейшим существенным внешним шокам.

Капитализация "Сбербанка" является приемлемой, о чем свидетельствует показатель основного капитала по методологии Fitch в 9% на конец 3 кв. 2015 г. Регулятивный показатель основного капитала также был адекватным на уровне 8,6% в конце 3 кв. 2015 г., хотя прибавка примерно в 40 б.п. была за счет послаблений по валютному курсу. Банк должен комфортно соблюдать увеличившиеся требования по минимальному базовому капиталу в 5,3% (включая дополнительный запас капитала для банков, имеющих системную значимость), которые вступают в действие с 1 января 2016 г. Ввиду умеренных планов по росту кредитования и достаточной способности генерировать капитал за счет прибыли показатели капитализации должны, как минимум, остаться стабильными в 2016 г.

Сильная позиция ликвидности у "Сбербанка" подкрепляется существенным запасом ликвидных активов (как в национальной, так и в иностранной валюте) и диверсифицированной и достаточно стабильной базой депозитов. Как и большинство других банков в секторе, "Сбербанк" столкнулся с умеренным оттоком фондирования в декабре 2014 г., но со 2 кв. 2015 г. имеет стабильный приток клиентских депозитов (отношение кредитов к депозитам сократилось до приемлемого показателя в 105% на конец 3 кв. 2015 г. по сравнению с 120% на конец 2014 г.). Долг, привлеченный на финансовых рынках, является умеренным (5% всех обязательств на конец 3 кв. 2015 г.), потребности "Сбербанка" в рефинансировании внешнего долга в 2016 г. являются невысокими, и следующий пик выплат наступает в феврале-марте 2017 г. (3 млрд. долл. без учета торгового финансирования; менее 2% от обязательств банка).

Рейтинг устойчивости "Газпромбанка" "bb-" отражает его умеренную капитализацию, убыточную деятельность в последнее время и существенный объем высокорисковых кредитов/небанковских активов, которые могут потребовать заметных дополнительных отчислений под обесценение. В то же время рейтинг устойчивости учитывает значительные рыночные позиции у банка, его в целом более низкорисковое кредитование, сфокусированное на более крупных и сильных российских компаниях и обеспеченных розничных продуктах, комфортную в настоящее время ликвидность и доступ к капиталу в соответствии с программами российского правительства.

Показатель неработающих кредитов был низким на уровне 2,3% на конец 3 кв. 2015 г. (1% на конец 2014 г.). В то же время ещё 9% кредитов, хотя технически не относятся к неработающим, являются высокорисковыми и были источником повышенных отчислений под обесценение за 9 мес. 2015 г. Эти кредиты включают: (i) кредиты на сделки слияний и поглощений группе по производству удобрений, которые были частично обеспечены акциями украинских компаний (23% скорректированного капитала, удовлетворяющего критериям Fitch, на конец 1 пол. 2015 г.); и (ii) обеспеченный кредит Мечелу (26%). Высокие риски также связаны с крупными инвестициями "Газпромбанка" в акции преимущественно демонстрирующих слабые показатели небанковских дочерних компаний (37% капитала, удовлетворяющего критериям Fitch) и другими, в основном неликвидными, вложениями в акции (30% капитала, удовлетворяющего критериям Fitch).

Капитал, удовлетворяющий критериям Fitch, включает основной капитал по методологии Fitch и привилегированные акции, выпущенные в декабре 2014 г. и августе 2015 г., которые Fitch рассматривает как капитал хорошего качества, который может быть использован для покрытия убытков. Капитал, удовлетворяющий критериям Fitch, на конец 1 пол. 2015 г. был скорректирован на августовский выпуск при расчете рисков относительно капитала. Fitch рассматривает капитализацию как уязвимую, несмотря на недавние взносы капитала, ввиду по-прежнему умеренных коэффициентов достаточности, значительного объема высокорисковых активов и операционных убытков. Капитал, удовлетворяющий критериям Fitch, составлял 7,1% на конец 3 кв. 2015 г., лишь умеренно повысившись по сравнению с 6,1% на конец 2014 г., поскольку давление со стороны убытков, обусловленных обесценением (суммарный убыток был равен 4,8% от среднего капитала за 9 мес. 2015 г. в годовом выражении), и девальвации рубля частично нивелировало преимущества от выпуска привилегированных акций (приобретенных АСВ). Регулятивный показатель базового капитала был равен 8,8% на конец октября 2015 г., отчасти ввиду регулятивного послабления по обменному курсу, используемому для расчета активов, взвешенных с учетом риска.

Ликвидность у "Газпромбанка" остается комфортной, что частично отражает казначейскую роль банка для "Газпрома" и других крупных нефтегазовых компаний. Высоколиквидные активы на конец 1 полугодия 2015 г. за вычетом погашений приоритетного необеспеченного долга до конца 2016 г. были на хорошем уровне в 30% от всех клиентских депозитов.

Рейтинг устойчивости "Россельхозбанка" "b-" отражает слабое качество активов банка, его уязвимую капитализацию с учетом значительного объема незарезервированных проблемных кредитов и слабого генерирования капитала за счет прибыли, а также высокой зависимости от фондирования, привлеченного на рынках капитала. Кроме того, рейтинг устойчивости учитывает улучшение капитализации банка после недавних взносов капитала и адекватную на сегодня позицию ликвидности.

Неработающие кредиты у "Россельхозбанка" были на высоком уровне в 18% от суммарного кредитного портфеля на конец 1 полугодия 2015 г. Покрытие этих кредитов резервами было лишь умеренным на уровне 54%, а незарезервированная часть была равна 91% капитала, удовлетворяющего критериям Fitch. Кроме того, реструктурированные и/или пролонгированные кредиты, подпадающие в категорию "под наблюдением", составляли еще 6% кредитов на конец 2014 г. (последняя имеющаяся информация). Дальнейшие негативные риски обусловлены преимущественно долгосрочными кредитами у банка, которые нередко имеют единовременное погашение и субсидируемые процентные ставки.

Показатель капитала, удовлетворяющего критериям Fitch, у "Россельхозбанка" был умеренным на уровне 7,3% на конец 1 полугодия 2015 г., но с корректировкой на взнос капитала от АСВ в декабре в размере 69 млрд. руб. и убыток на сумму 22 млрд. руб. в 3 кв. 2015 г. должен был улучшиться до около 9,5%. Регулятивный показатель основного капитала на уровне 8,6% на конец 10 мес. 2015 г. увеличился бы до 11,6% после корректировки на взнос капитала. Текущие показатели капитала, который может быть использован для покрытия убытков, в целом находятся на уровне 2014 г., поскольку операционные убытки (отрицательная доходность на средний капитал (ROAE) в 53% за 9 мес. 2015 г.) в значительной мере нивелировали взнос от АСВ.

"Россельхозбанк" ожидает дальнейшую поддержку капиталом в размере 20 млрд. руб. (равную 1% от активов, взвешенных с учетом риска) в 2016-2017 гг. в рамках программы развития сельскохозяйственного сектора (часть государственного бюджета) и потенциально 60 млрд. руб. (3%) в 2018-2020 гг., но эти суммы являются умеренными относительно рисков дальнейшего обесценения кредитного портфеля.

Высокое отношение кредитов к депозитам у "Россельхозбанка" (158% на конец 3 кв. 2015 г.) отражает существенную зависимость банка от фондирования, привлеченного на финансовых рынках (45% обязательств на конец 3 кв. 2015 г.), половина которого предоставлена зарубежными кредиторами. Потребности в рефинансировании на 2016 г. являются умеренными и включают еврооблигации на 52 млрд. руб. и 161 млн. долл. (в сумме равные 3% от обязательств). На конец 3 кв. 2015 г. Россельхозбанк имел ликвидные активы (денежные средства, краткосрочные банковские размещения, не обремененные залогом ценные бумаги и кредиты, которые могут быть использованы для рефинансирования в ЦБ РФ) в размере 460 млрд. руб. (7 млрд. долл.), которые были достаточными для выплаты всего финансирования, привлеченного на финансовых рынках, до конца 2018 г. Финансирование, привлеченное на внутренних рынках капитала, в значительной мере может быть рефинансировано на местном рынке.

"Негативный" прогноз по рейтингам всех эмитентов, рассматриваемых в данном комментарии, отражает потенциал их понижения в случае понижения суверенных рейтингов России и снижения странового потолка. В случае существенного ослабления готовности материнских банков предоставлять поддержку (не ожидается Fitch в настоящее время) также возможны понижения рейтингов их дочерних структур.

Кроме того, обусловленные поддержкой рейтинги "Газпромбанка" могут испытать негативное давление в случае заметного сокращения доли в собственности квазисуверенных структур и/или в случае существенного ослабления связей между банком и российскими властями.

Рейтинги приоритетного необеспеченного долга и рейтинги субординированного долга "старого образца", вероятно, будут изменяться вместе с долгосрочными РДЭ соответствующих банков. Изменения рейтингов устойчивости, скорее всего, будут сопровождаться соответствующими изменениями рейтингов субординированного долга "нового образца".

Рейтинг устойчивости "Сбербанка" может быть понижен в случае понижения суверенных рейтингов, если произойдет дальнейшее заметное ухудшение экономических перспектив России или в случае ослабления качества активов и капитала у "Сбербанка". В случае стабилизации операционной среды и пересмотра прогноза по суверенным рейтингам на "Стабильный", это может способствовать стабилизации рейтинга на текущем уровне.

Рейтинг устойчивости "Газпромбанка" может быть понижен в случае ослабления качества активов или капитализации. Стабилизация операционной среды и показателей капитализации банка способствовала бы стабилизации рейтинга устойчивости на текущем уровне.

Рейтинг устойчивости "Россельхозбанка" может быть понижен в случае заметного дальнейшего ухудшения качества активов, которое не сможет быть оперативно компенсировано новым капиталом. Дальнейшее укрепление капитализации, которое обусловило бы уменьшение рисков по качеству активов, могло бы привести к повышению рейтинга устойчивости.

Источник:  Соб.инф.

Перейти на страницу:
Газпромбанк (Калининград) 
Газпромбанк (Мурманск) 
Газпромбанк (Санкт-Петербург) 
Газпромбанк (Ухта) 
Россельхозбанк (Архангельск) 
Россельхозбанк (Калининград) 
Россельхозбанк (Мурманск) 
Россельхозбанк (Новгород) 
Россельхозбанк (Псков) 
Россельхозбанк (Санкт-Петербург) 
Сбербанк (Архангельск) 
Сбербанк (Вологда) 
Сбербанк (Калининград) 
Сбербанк (Карелия) 
Сбербанк (Мурманск) 
Сбербанк (Новгород) 
Сбербанк (Псков) 
Сбербанк (Санкт-Петербург) 
Сбербанк (Сыктывкар) 
Сбербанк (Ярославль) 
 Еще по теме:

© FinNews.ru    
О правилах использования материалов сайта www.finnews.ru смотрите на странице "Информация об авторских правах"

Информационное агентство "Шефа"
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №2-6119 от 4 сентября 2002 года. Выдано Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением министерства РФ по делам печати, телерадиовещания средств массовых коммуникаций

ипотека, ипотечный кредит, квартира в кредит, кредит под залог квартиры, кредит под недвижимость, кредит на покупку квартиры, вклады и депозиты, автокредит, автокредитование, автомобили Петербург, автомобиль в кредит, машина в кредит, потребительский кредит, кредиты малый и средний бизнес,

   Ссылки
   
   
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика