Заметки мизантропа.
22 декабря 2018 года. Сегодня закрылись отделения последнего банка в России – "Сбербанка". Страна лежит в руинах. Оставшиеся в живых аналитики и эксперты пришли к выводу, что причиной краха и банковской системы и экономики стал аналитик "Альфа Капитала" Сергей Гаврилов, позволивший себе неслыханную дерзость усомниться в платёжеспособности таких уважаемых банков, как "ФК Открытие", "Бинбанк", "Промсвязьбанк" и "Московский кредитный банк", в далёком августе 2017-го года. Он бы, несомненно, усомнился бы и в платёжеспособности не менее уважаемого банка "Югра", но тот изволил отбыть в мир иной незадолго до написания аналитического пасквиля. Самого Гаврилова после вызова на допрос во Вселенский Мегарегулятор ЦБ РФ никто более не видел…
Кажется абсурдом? Ну да, мы живём в театре Абсурда. Но к чему тогда такая жёсткая реакция широкой банковской общественности на совершенно безобидное и правдивое утверждение гражданина Гаврилова? Всё очень просто и печально. Банковская система, экономика и правительство РФ – банкроты, а потому банкиры до смерти боятся этого сладкого слова bank run. Да-да, и "Альфа-банк", и "Сбербанк", и ВТБ, и ВЭБ (этот уже всплыл) и банки поменьше – все банкроты.
Правительство? Размер обязательств правительства превышает поступления в бюджет без каких-либо перспектив выполнения оных. Дефолт уже состоялся – история с индексацией пенсий тому подтверждение. Это дефолт.
Почему все "вдруг" стали банкротами, а денежки населения принимают/собирают и иногда даже возвращают, спросит скептически настроенный читатель? Никакого противоречия нет. Банк здоров, когда активы плюс собственный капитал превышают пассивы. Впрочем, это верно и для любой корпорации. Если активы, то есть выданные под процент пассивы, начинают ухудшаться, и их приходится списывать как невозвратные, то возникает необходимость в увеличении собственного капитала, как гарантии возврата пассивов. Если такой возможности нет, то банк становится техническим банкротом, но, волею регулятора и бухгалтерских изысков, продолжает считаться "уважаемым человеком".
Банк закрывает двери, когда наступает кассовый разрыв, то есть отток средств со счетов уже не может быть покрыт поступлениями от активов и собственным капиталом. Одной из причин может стать массовое снятие депозитов доверчивым населением под воздействием слухов и аналитических пасквилей. Вот потому и была такая реакция.
Я всегда оценивал процент проблемных активов банковской системы в РФ как 25-30% после кризиса 2008-2009 года. Агентство S&P в прошлом месяце оценило объём проблемных активов в 25-26%. Герман Грэф в момент слива проблемных активов Сбербанка в Сбербанк Капитал оценивал рыночную стоимость активов в 25% от балансовой, на минуточку. Балансовые активы банковской системы примерно составляют 77 триллионов рублей. 25% от этой суммы – 19 триллионов рублей. ВВП РФ – примерно 74 триллиона. И где же взять эти триллионы? Может быть акционеры помогут, выведя из 60 триллионов в оффшорах всего лишь треть? Сомневаюсь – дураков нет. Вопросы есть? У меня нет. Да, и на АСВ не надейтесь – банкрот.
===
Читайте другие
"тексты Степана Демуры"